3D-сканирование и реверс-инжиниринг для морских буксиров

December 19, 2023

Share on facebook
Share on twitter

3D-сканер на производстве или в ремонтном подразделении является крайне полезным инструментом, способным ускорить выполнение множества задач, на которые обычно уходят дни, недели, и даже месяцы. Для реверс-инжиниринга и контроля геометрии, 3D-сканер — лучший вариант. В этой статье посмотрим как 3D-сканер помог коллегам в ремонте деталей в области судоремонта.

О проекте

«Северный Альянс» — Российсая компания занимается морской буксировкой, буксирным обеспечением швартовых операций, сопровождением танкеров, а также доставкой лоцманов. Представительства «Северного Альянса» есть в СПб, Выборге, Москве и Мурманске.

Компания хотит заранее изготавливать необходимые детали для оперативного ремонта, раньше заказывали их из Европы, теперь такой возможности нет.

Проблема: Повредились шестерни в ВРК буксира

Такие буксиры работают в портах — швартуют танкеры, отправляют ледоколы на дальние расстояния, например, из Петербурга во Владивосток.

Изображение 1: Пример флота «Северного Альянса» — Гефест

А поворотная ВРК (винторулевая колонка) заменяет судовой руль. Вращается на 360° и позволяет маневрировать в стесненных условиях, реже привлекая лоцмана и буксир-кантовщик.

Изображение 2: Винторулевая колонка

Выход и Решения

Руководитель подразделения ремонта ООО «Северный Альянс» обратился к компанию Top 3D Shop за профессиональные решения в реверс-инжиниринге деталей.

Top 3D Group, официальтный партнер SHINING 3D в России, является лидирующим поставщиком и дистрибьютором 3D-оборудования: 3D-принтеров, 3D-сканеров и расходных материалов и осуществляет продажу оборудования юридическим (b2b), физическим лицам (b2c), а также активно участвуем в Госзакупках и Тендерах.

Коллеги из Top 3D Group предоствляли сервис 3D-сканирования с помощью 3D-сканера SHINING 3D FreeScan UE Pro. FreeScan UE Pro используется 26+7+1 линий синего лазера и интегрирован фотограмметрический модуль, идеален для сканирования объектов с большого размера с высокой точностью до 0,02 мм. Сканер ввнесен в Госреестр измерительных оборудований.

Вызов: Работать с крупными и тяжелыми деталями

Изображение 3: Вертикальный вал весом около 150-200 кг
Изображение 4: Горизонтальный вал весом около 600 кг

Процесс 3D-сканирования

Сначала с валов пришлось снять подшипники, затем обезжирить, наклеить метки и нанести матирующий спрей.

Метки нужны для того, чтобы сканер понимал как расположена деталь в пространстве, а матирующий спрей помогает избавиться от искажения лазерных лучей. Спрей мы использовали для сканирования сквозных отверстий, отверстий с конусным окончанием и отверстий с резьбой. Матировать большие наружные поверхности не понадобилось — маркеров было достаточно.

Сканировали в лазерном режиме, в основном 26-ю перекрестными линиями, для глубоких отверстий использовали режим одной линии. Также использовали режим частичного увеличения плотности точек до 0.1 мм, для особо важных мест, например, профилей зубьев вала, и отверстий с резьбой.

Большая плотность точек — меньший шаг измерений — более точная аппроксимация геометрии зуба. Это необходимо для более точного получения данных и подбора параметров зубчатой передачи.

Сканирование выполнено, потом коллеги приступили к реверс-инжинирингу получившихся моделей. Конечный CAD модель можно использовать для ремонта, воспроизведения деталей, что обеспечивает компанию «Северный Альянс» в будущей работе.