Маурицио Форте (Maurizio Forte), профессор Университета Дьюка, активно использует 3D-сканирование в цифровой археологии. Ниже мы расскажем о том, как он создал 3D-модели двух древних этрусских саркофагов из коллекции бостонского Музея изящных искусств (МИИ).
Пользователь: проф. Маурицио Форте из университета Дьюка
Местонахождение: г. Бостон, штат Массачусетс, США
Сканируемые объекты: два этрусских саркофага
Цель: археологические исследования
Отчет пользователя:
o опыт визуализации 3D-данных в режиме реального времени;
o процессы ускоренного 3D-сканирования;
o удобные для пользователя программно-аппаратные средства.
Материал по данному исследованию также доступен на YouTube:
Contents
Проф. Маурицио Форте, Dig@Lab и проект Vulci 3000
Стремительное развитие цифрового 3D-моделирования полностью изменило подход к визуализации и анализу древних артефактов. В последние два десятилетия все больше археологов и историков пользуются этой технологией.
Один из них — Маурицио Форте, профессор истории искусств античности и визуального анализа в университете Дьюка (США). В этом учебном заведении он руководит программой Dig@Lab, посвященной цифровой археологии и изучению принципов «получения, формирования, хранения и передачи информации в культуре различных сообществ». В рамках своих исследований профессор Форте использует 3D-сканирование для целей цифровой археологии.
Профессор также возглавляет проект Vulci 3000, цель которого — анализ древнего города этрусков Вульчи в Италии и изучении его развития в период завоевания Римской Империей.
В рамках проекта профессор Форте недавно приступил к изучению двух великолепных саркофагов из коллекции бостонского Музея изящных искусств:
Саркофаги были обнаружены в Вульчи на землях, исторически принадлежавших вдове Люсьена Бонапарта, младшего брата Наполеона Бонапарта; в 1975 году они были приобретены бостонским музеем. Для исследования данных артефактов, обладающих высокой исторической ценностью, требовался деликатный и технологически продвинутый подход, чтобы не повредить их.
Применение 3D-сканера EinScan в археологических исследованиях
Профессор Форте говорит, что его работа «находится на пересечении классических археологических подходов и цифровых методов сбора и передачи данных».
«Как правило, мы сочетаем методы дистанционного обследования со съемкой с дронов с использованием мультиспектральных датчиков или камер и 3D-моделированием», — отмечает он. Впервые г-н Форте применил лазерное сканирование еще в начале 2000-х годов и продолжил использовал по мере роста ее эффективности.
Сегодня профессор заинтересован в расширении возможностей своего инструментария для 3D-сканирования в рамках цифровой археологии. Основная цель его команды — «разработка цифрового процесса, начинающегося с полевых съемок и заканчивающегося созданием виртуальной реальности с применением искусственного интеллекта или других систем для обмена созданными моделями».
Наши специалисты по внедрению дополнили ассортимент используемых изделий SHINING 3D тремя сканерами серии EinScan: EinScan HX, EinScan Pro HD и EinScan H2.
3D-сканирование с использованием EinScan HX
3D-сканирование с использованием EinScan Pro HD
3D-сканирование с использованием EinScan H2
После применения 3D-сканеров для получения цифровых изображений двух саркофагов профессор Форте по достоинству оценил линейку EinScan по следующим параметрам:
–Визуализация 3D-данных в режиме реального времени: эффективность применяемого метода позволяет ускорить процесс реализации археологических проектов и провести более масштабные исследования в ограниченные сроки. «Вы сможете сэкономить время благодаря отличной работе сигнальных или оптических средств для эффективного трекинга», — говорит профессор Форте.
–Интуитивность: сканирование с использованием сканеров серии EinScan — интуитивно понятный процесс. Эргономичная конструкция сканеров и удобный пользовательский программный интерфейс позволяют быстро сориентироваться и изучить операции сканирования и обработки данных даже новичкам.
–Универсальность: зачастую цифровая археология требует использования сканеров в различных условиях, и адаптируемость серии EinScan к условиям работы и материалам делает ее оптимальным выбором. Например, сканер EinScan Pro HD может применяться для сканирования как с рук, так и в стационарном режиме, что еще более повышает его универсальность.
Результаты сканирования саркофагов
У каждого саркофага раздельно сканировались две части: крышка и нижняя часть. 3D-сканирование каждого из саркофагов дало превосходные результаты, которые представлены на иллюстрациях ниже.
Сканирование крышки саркофага 1 выполнялось сканером EinScan H2, а его нижней части — сканером EinScan Pro HD. Показанная ниже модель стала результатом сведения данных сканирования обеих частей.
Данные 3D-сканирования саркофага 1 при помощи EinScan H2 и EinScan Pro HD
Для сканирования саркофага 2 использовался сканер EinScan HX. Представленная ниже модель с высокой детализацией объединяет в себе результаты сканирования крышки и нижней части.
Данные 3D-сканирования саркофага 2 сканером EinScan HX
3D-сканеры EinScan позволили получить превосходное изображение всех деталей саркофагов. Исторические артефакты в настоящий момент готовятся к последующему анализу и выводу цифровых данных.
EinScan: доступные инструменты 3D-сканирования для цифровой археологии
В заключение Маурицио Форте отметил: сканеры серии EinScan — это «недорогой, точный и надежный инструмент исследования». По его мнению, эта экономичная и удобная технология весьма перспективна, и в следующем десятилетии объем обрабатываемых музеями цифровых материалов будет постоянно расти.
Безусловно, 3D-сканирование в цифровой археологии — новаторский подход к сохранению, анализу и наглядному представлению объектов материальной культуры прошлого. Вы исследователь, археолог или историк и интересуетесь цифровизацией культурного наследия?
Обращайтесь к нашим специалистам за бесплатной консультацией, и вы узнаете, как по результатам 3D-сканирования создать цифровые модели наследия прошлого.